понедельник, 06 февраля 2017
Картинный флешмоб от Карбони
Суть: каждый, кто отметится в комментариях, получит имя художника, произведение которого он должен будет разместить на своей странице.
Мне достался Ренуар. Естественно, сразу же перед глазами предстал «Портрет актрисы Жанны Самари», но хотелось написать про какую-нибудь другую картину, быть не такой предсказуемой. Увы( Мой вкус в живописи весьма стандартен. Моя любимая картина у Ренуара - это бесподобный и пленительный «Портрет актрисы Жанны Самари»)
читать дальше«Портрет актрисы Жанны Самари»
Золотистые волосы, нежная белизна кожи, очаровательные глаза, точеные плечи, роскошное платье: само воплощение женственности.
Но мало кто знает, что ренуаровского шедевра могло и не быть…
Однажды на вечере мадам Шарпантье Ренуар встретился с молодой актрисой Комеди Франсез Жанной Самари, читавшей стихи одного из приглашенных поэтов. Художника и Жанну познакомили ее родители. Девушка происходила из театральной семьи, и, следуя семейной традиции, в 14 лет поступила в театральную студию, в Консерваторию. В 18 она впервые вышла на сцену Комедии Франсез, сыграв Дорину в комедии Мольера «Тартюф». Очень скоро Жанна стала популярной среди парижских театралов, зритель шел в театр именно «на нее». Живая, умная, очаровательная и талантливая, она пользовалась успехом у мужчин. Но родители искали ей «правильного» жениха. Сын Ренуара считает, что тогда, на приеме в доме Шарпантье, они специально познакомили художника с Жанной и заказали Ренуару ее портрет, как говорится, с дальним прицелом: может, художник увлечется их дочерью и женится на ней.
Художник был очарован красотой юной актрисы, сиянием ее выразительных глаз, светом, исходящим от всего ее существа. «Какая прелестная девушка! Положительно, она освещает все вокруг!», – говорил он о Жанне. И он, конечно же, обязательно напишет ее портрет.
Жанна жила недалеко от Ренуара, на улице Фрошо. Там она и позировала художнику, который всегда так торопился приступить к работе, что порой даже забывал поздороваться со своей моделью. Каждый день после полудня он шел к ней, и сеанс длился почти два часа. Огюст был просто одержим ею.
Ренуар сделал несколько эскизов к портрету Жанны в доме ее родителей. Один из них ныне хранится в музее театра Комеди Франсез. Но однажды он попросил Жанну приходить позировать к нему в мастерскую.
Несомненно, он был увлечен актрисой – восхищением ее женской прелестью пропитаны все портреты Жанны. Судя по всему, и девушка была к нему не равнодушна. Но все же главным для него было искусство. Ренуар как-то заметил, что «о таланте писателя или художника можно судить только по тому, как они изображают женщин». И вместе с тем он же утверждал, что рисует женщин так же, как «рисовал бы морковки». В его желании писать женщин, особенно в обнаженном виде, лежало стремление властвовать над ними хотя бы на полотнах. Умная Жанна это хорошо чувствовала, недаром она с некоторой обидой говорила:
«Нет, Ренуар не создан для брака. Он женится на всех женщинах с помощью кисти, да он и сам говорил: «Я занимаюсь любовью моей кистью».
Ренуар написал несколько портретов Жанны. Один из них он выставил на очередной выставке импрессионистов. Этот портрет – лучший в его творчестве. Написанный легко, рискованно, свободно, с использованием активных розовых и зеленых тонов, он словно светится изнутри. В нем столько молодости, счастья, любви… Жанна, в открытом летнем зеленовато-голубом платье, смотрит своими лучистыми глазами на зрителя, и невозможно оторваться от юной красоты и мастерства художника, сумевшего передать столь полно и ярко обаяние модели. Принято считать, что это самый импрессионистский портрет в творчестве Ренуара. Трудно сейчас поверить, что тогда, в 1877 году, этот шедевр был не понят и не принят публикой и критиками. «Должен заявить, что я не понимаю портрет госпожи Самари. Знакомая голова очаровательной модели совершенно теряется на этом грубом розовом фоне. Губы и руки художник был вынужден моделировать синим, чтобы как-то выявить утопающее в общем блеске лицо. Ничто, я полагаю, не может быть дальше от истины», – писал модный в те годы критик Роже Балло.
Зато портрет очень понравился самой Жанне и остался у нее.